Трактор Кировец К700 – история советской легенды

Исполин советских полей, тяжеловес ленинградского агропрома и богатырь земли русской. Выпуск с конвейера знаменитого Кировского завода в середине лета 1962 года модели трактора К-700 стал новой точкой отсчета тяжелого машиностроения СССР. Чудо передовой мысли советских конструкторов получило гордое имя завода-изготовителя – Кировец. По своим техническим характеристикам он стал настоящим прорывом страны Советов и мог дать фору прославленным конкурентам мирового автопрома.

История создания

Заказ на разработку прогрессивной модели трактора конструкторы завода получили после поездки советского генсека в США и его знаменитого выступления в ООН. Никита Хрущев был раздосадован претензиями Америки на мировое лидерство не только в мировой геополитике, но и в глобальной экономике. Руководитель СССР потребовал создать такой трактор, который бы по мощности, скорости и универсальности превосходил бы самую современную на тот момент технику «Джон Дир».

Советские конструкторы блестяще и в короткие сроки справились с ответственной задачей партии и правительства. Заказ решили доверить проектировщикам Ленинградского Кировского завода, бывшего Путиловского, который имел опыт производства сложной техники со времен Первой Мировой войны. Этот завод по праву мог гордиться созданными на нем бронепоездами, пушками и первыми легковыми автомобилями. Однако новое детище заводчан – «К700» превзошел славу былых разработок и стал настоящим символом советского прогресса.

Технологический прорыв

На создание нового трактора бросили лучшие умы и наиболее прогрессивные технологии. Заказы на комплектующие возвели в ранг приоритета для всей отрасли машиностроения. С момента, когда почетным токарем завода была выточена первая деталь для будущей машины и до ее торжественного выезда своим ходом из заводских ворот, прошло менее шести месяцев.

Размеры созданного аппарата впечатляли. Длина трактора достигала семи, а высота превышала три метра. Механическое управление, два ведущих моста и шестнадцать передач коробки. Машина весом в одиннадцать тонн могла развивать скорость до 30 километров в час.

К-700 стал первым советским трактором, переставленным с гусениц на резиновые колеса. В модели впервые была использована конструкция шарнирной рамы, состоящая из двух независимых частей. Тяговые характеристики позволяли машине с легкостью преодолевать любые преграды и перепахивать целину с неподъемными пластами земли на высокой скорости.

Мировое признание

Первая промышленная партия из семи тракторов с блеском выдержала все испытания на азербайджанских полях. Так Кировцы начали свое победоносное шествие по необъятным просторам Родины, ежегодно выпуская по несколько тысяч экземпляров. На их долю приходилось до сорока процентов сельскохозяйственных работ во всех республиках. Срок эксплуатации машины достигал нескольких десятилетий.

Агрегат получил заслуженное признание и у мировых конструкторов. Представители крупнейших западных концернов признавали, что советскому трактору удалось опередить научную мысль мирового тракторостроения на несколько десятилетий. В 1968 году «Кировец» становится обладателем золотой медали на престижной выставке в Германии. Спустя год организаторы сорокового Парижского салона тракторов присвоили машине звание лучшей в мире.

В 1972 году трактор отметил первый юбилей, с конвейера сошел стотысячный экземпляр машины. А к моменту начала развала Советского Союза установил мировой рекорд. В 1987 году Кировский завод производил двадцать три тысячи и три трактора ежегодно. Таких промышленных масштабов в то время не мог достичь ни один концерн мирового автопрома.